Социальная интеграция инвалидов. и пожилых граждан

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА (ВЫДЕРЖКА)
о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы

ГЛАВА 9

ПОДПРОГРАММА 4 «БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ И ФИЗИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫХ ЛИЦ»

Важнейшим условием и средством обеспечения инвалидам и физически ослабленным лицам (престарелые, лица с повреждением опорно-двигательного аппарата, беременные, дети дошкольного возраста, взрослые с детьми на руках или в колясках) равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества является формирование безбарьерной среды жизнедеятельности.

Безбарьерная среда жизнедеятельности – это условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного:

  • передвижения (в том числе пешком, на колясках, личном и общественном транспорте);
  • доступа в здания и сооружения, включая жилые дома и квартиры, передвижения и деятельности внутри этих объектов, а также в местах отдыха и туризма, иных объектах рекреационного и оздоровительного назначения;
  • получения гражданами полного комплекса услуг и информации.

За период реализации Государственной программы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011–2015 годы, которая является продолжением аналогичной программы на 2007–2010 годы и региональных программ по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц выполнены работы по созданию безбарьерной среды более чем на 20,7 тыс. объектах.

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры по созданию безбарьерной среды, задача по обеспечению доступности для инвалидов и иных физически ослабленных лиц объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры остается по-прежнему весьма актуальной.

Поскольку объекты различны по своему функциональному назначению, архитектуре, планировке, конструкции, техническому состоянию, форме собственности, территориальной и ведомственной принадлежности, их обустройство с учетом норм безбарьерной среды является непростой задачей, требующей временных затрат, значительных финансовых ресурсов, объединения усилий всех служб и ведомств.

Ситуация усложняется и тем, что в республике отсутствует единый подход к оценке состояния доступности зданий и сооружений для инвалидов и физически ослабленных лиц, что приводит к хаотичному бессистемному проведению мероприятий.

Таким образом, требуется выработка конкретной технологии работы по классификации приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности данных категорий граждан и разработке комплекса мер по обеспечению доступности всех необходимых архитектурных объектов, а также улично-дорожной и транспортной инфраструктуры.

На создание безбарьерной среды по всему маршруту передвижения инвалидов, а также обеспечение доступности услуг и информации в 2016–2020 годах направлена реализация подпрограммы «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц» (далее – подпрограмма 4).

В подпрограмме 4 применяются следующие основные термины и их определения:

  • приоритетные сферы жизнедеятельности – здравоохранение, социальная защита, образование, физическая культура и спорт, культура, общественный транспорт, жилищный фонд, торговля, общественное питание, сфера услуг;
  • приоритетные объекты в соответствующей приоритетной сфере жизнедеятельности – наиболее значимые для инвалидов общественные здания и сооружения, а также жилые здания, отобранные с участием представителей (не менее трех) общественных организаций инвалидов;
  • объект – здание с прилегающей к нему территорией;
  • доступный объект – объект, который адаптирован к возможностям инвалидов-колясочников, инвалидов по зрению, слуху и соответствует требованиям ТКП 45-3.02-318-2018 (33020) «Среда обитания для физически ослабленных лиц. Строительные нормы проектирования» с учетом комплексного подхода начиная с 2016 года.

Под комплексным подходом в рамках подпрограммы 4 подразумевается создание безбарьерной среды на объекте с учетом требований технических нормативных правовых актов путем обустройства:

  • пути (путей) к объекту от ближайшей остановки пассажирского транспорта;
  • территории, прилегающей к объекту (участок);
  • входа (входов) в здание;
  • пути (путей) движения внутри здания (в том числе путей эвакуации);
  • зоны целевого назначения здания (целевого посещения объекта);
  • санитарно-гигиенических помещений;
  • системы информации на объекте (устройства визуальные, акустические и тактильные, средства информации и связи).

Обустройство улично-дорожной сети должно включать в себя создание беспрепятственного самостоятельного (без постоянной помощи) поступательного движения (отсутствие препятствий на всем пути следования, наличие мест для отдыха, наличие тактильных наземных направляющих и предупреждающих указателей для самостоятельной ориентации инвалидов по зрению, а также покрытых контрастными, противоскользящими материалами зон особого внимания).

Реализация подпрограммы 4 предусматривает решение следующих задач:

  • совершенствование нормативной правовой, методической базы и создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов и физически ослабленных лиц к приоритетным объектам в приоритетных сферах жизнедеятельности;
  • обеспечение информационной доступности для инвалидов в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование позитивного отношения в обществе к инвалидам.

В рамках выполнения поставленных задач будут осуществляться мероприятия, предусмотренные в приложениях 1 и 4 к Государственной программе.

Реализация данных мероприятий будет способствовать повышению доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и физически ослабленных лиц и позволит увеличить количество созданных доступных для данных категорий граждан приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности до 3624 объектов.

При этом подтверждением успешного выполнения задач будет являться выполнение следующих целевых показателей, указанных в приложении 2 к Государственной программе:

  • количество разработанных государственных стандартов (единиц);
  • адаптация телевизионного продукта по обеспечению информационной доступности для лиц с нарушениями слуха на телеканалах Национальной государственной телерадиокомпании, закрытых акционерных обществ «Второй национальный телеканал», «Столичное телевидение» (количество часов);
  • количество выпусков телевизионных и радиопередач (рубрик, сюжетов, репортажей, интервью), посвященных проблемам инвалидов, направленных на формирование позитивного отношения в обществе к инвалидам и их социальную интеграцию, в том числе с участием общественных объединений инвалидов (единиц).

Оценивать достижение сводного целевого показателя планируется путем выезда на место и проверки доступности созданного объекта.

Объемы финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы 4 составляют 29 296 001,9 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 5 024 770,76 рубля, местных бюджетов – 11 824 454,44 рубля, собственные средства исполнителей – 12 446 776,7 рубля (приложение 3 к Государственной программе).

В ходе реализации подпрограммы 4 возможны следующие риски, которые могут повлиять на достижение сводного целевого показателя (количество созданных доступных для инвалидов и физически ослабленных лиц приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности):

  • ухудшение социально-экономической ситуации в Республике Беларусь, что будет являться препятствием для выделения запланированного объема финансирования;
  • выделение финансирования в уменьшенных объемах к запланированному, что приведет к невозможности выполнения части мероприятий.

В целях своевременного обнаружения и минимизации рисков в ходе реализации подпрограммы 4, в том числе при достижении сводного целевого показателя, планируется проведение мониторинга оценки текущей ситуации, по результатам которого в случае возникновения рисков потребуется корректировка мероприятий, показателей подпрограммы 4, а также объемов ее финансирования.

Заказчиками подпрограммы 4 являются Министерство труда и социальной защиты, Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство спорта и туризма, Министерство транспорта и коммуникаций, Государственный комитет по стандартизации, Национальная государственная телерадиокомпания, облисполкомы, Минский горисполком, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Национальный банк, Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения.