
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА (ВЫДЕРЖКА ГЛАВА 1- 5)
о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Развитие человеческого потенциала является одной из основных целей социальной политики Республики Беларусь, которая достигается посредством решения задач по повышению эффективности использования рабочей силы, включая улучшение условий и повышение безопасности труда, развитию социальной инфраструктуры и созданию комфортных условий жизнедеятельности населения. Решение этих задач будет способствовать достижению Республикой Беларусь объявленных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Целей устойчивого развития, в том числе по повсеместной ликвидации нищеты во всех ее формах и содействию поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех.
В 2011–2015 годах данные задачи решались посредством реализации следующих программных документов:
ежегодные государственные программы содействия занятости населения Республики Беларусь;
Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2010 г. № 982 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 161, 5/32106);
Государственная программа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2010 г. № 1602 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 266, 5/32771);
Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. № 1126 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 196, 5/32266).
В предстоящей пятилетке дальнейшее развитие системы социальной защиты и содействия занятости населения будет осуществляться в рамках Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы (далее – Государственная программа).
Государственная программа разработана во исполнение поручения, содержащегося в подпункте 1.4.3 пункта 1 плана мероприятий по реализации протокола поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 29 апреля 2015 г. при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, от 27 июля 2015 г. № 23, в соответствии с основными направлениями государственной политики, определенными законами Республики Беларусь от 11 ноября 1991 года «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., № 34, ст. 611; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 173, 2/1600), от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 15, ст. 249; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 67, 2/787), от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 50, 2/170; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1979), от 15 июня 2006 года «О занятости населения Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 94, 2/1222), от 23 июня 2008 года «Об охране труда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 158, 2/1453; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2013, 2/2059), от 23 июля 2008 года «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1519).
В основу Государственной программы заложены ориентиры развития социально-трудовой сферы, определенные Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, а также преемственность целей и направлений социально-экономического развития Республики Беларусь в предыдущем пятилетии.
В Государственной программе определены основные направления по реализации государственной политики в области содействия занятости населения, охраны труда, предупреждения и реабилитации инвалидности, создания безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов и пожилых граждан.
ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ, ПОКАЗАТЕЛИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Реализация конституционных прав граждан на труд, здоровые и безопасные условия труда, на доступную среду и социальное обеспечение в старости и в случае инвалидности являются важнейшими задачами социальной политики государства.
Одним из приоритетов государственной политики является создание условий для качественного развития человеческого потенциала, здоровой и достойной жизни населения, в том числе на основе реализации комплекса мер по предоставлению комфортных условий жизнедеятельности, предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов, социальной интеграции инвалидов и пожилых граждан.
Исходя из указанных приоритетов целью Государственной программы является развитие системы социальной защиты населения посредством повышения эффективности политики занятости населения, обеспечения безопасности труда, предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов, создания безбарьерной среды жизнедеятельности, обеспечения социальной интеграции инвалидов и пожилых граждан.
Достижение поставленной цели будет осуществляться путем решения задач и реализации комплекса мероприятий подпрограмм Государственной программы согласно приложению 1. Эти мероприятия будут выполняться в рамках:
- подпрограммы 1 «Содействие занятости населения»;
- подпрограммы 2 «Охрана труда»;
- подпрограммы 3 «Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов»;
- подпрограммы 4 «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц»;
- подпрограммы 5 «Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан».
Для оценки эффективности реализации Государственной программы предусмотрена система сводных целевых показателей Государственной программы и целевых показателей подпрограмм согласно приложению 2.
Такими показателями являются:
- уровень зарегистрированной безработицы (в процентах);
- коэффициент частоты производственного травматизма (коэффициент);
- уровень профессиональной заболеваемости (2016–2018 годы), удельный вес рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда в общем количестве рабочих мест в организациях (2019–2020 годы) (в процентах);
- показатель тяжести первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста (в процентах);
- количество созданных доступных для инвалидов и физически ослабленных лиц приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности (в единицах);
- уровень обеспеченности инвалидов и пожилых граждан социальными услугами (человек на 10 тыс. нетрудоспособных граждан, в продецимилле).
Государственная программа будет реализовываться в 2016–2020 годах.
Ответственным заказчиком Государственной программы является Министерство труда и социальной защиты.
ГЛАВА 3
ОЦЕНКА РИСКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ИХ МИНИМИЗАЦИЯ
Важное значение для успешной реализации Государственной программы имеет прогнозирование возможных рисков при решении задач подпрограмм, оценке их масштабов и последствий, а также формировании системы мер по их предотвращению.
В рамках реализации Государственной программы могут быть выделены следующие риски ее реализации:
- макроэкономические риски – ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, снижение объемов производства, рост инфляции, массовые высвобождения работников, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения. Указанные риски могут привести к ухудшению ситуации в социально-трудовой сфере, снижению заработной платы и социальных гарантий, росту безработицы и напряженности на рынке труда. Минимизация макроэкономических рисков возможна путем перераспределения средств, предусмотренных на финансирование мероприятий подпрограмм Государственной программы, обеспечения гарантий гражданам, установленных законодательством;
- правовые риски связаны с изменением законодательства, длительностью периода формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Государственной программы. Для минимизации воздействия данной группы рисков на этапе разработки нормативных правовых актов планируется привлекать к их обсуждению заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании, проводить мониторинг планируемых изменений в законодательстве, регламентирующем социально-трудовую сферу;
- финансовые риски могут быть вызваны недостаточностью объемов финансирования, сокращением предусмотренных средств на социальную сферу. Преодоление таких рисков возможно путем ежегодного уточнения объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограмм Государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов, определения приоритетов для первоочередного финансирования;
- организационные риски. Риски данной группы связаны с неэффективным управлением реализацией подпрограмм Государственной программы, межведомственным взаимодействием, дефицитом квалифицированных кадров.
Влияние названных рисков может повлечь невыполнение задач подпрограмм Государственной программы, снижение плановых значений ее показателей, эффективности и качества выполнения мероприятий подпрограмм.
Основными условиями минимизации организационных рисков являются формирование эффективной системы управления реализацией подпрограмм, повышение межведомственного взаимодействия при их реализации, оперативное реагирование на выявленные недостатки в процедурах управления, контроля и кадрового обеспечения, своевременная корректировка мероприятий подпрограмм Государственной программы;
риски, связанные с региональными особенностями. Данная группа рисков обусловлена различием в финансово-экономических возможностях областей и районов страны, что может привести к различной степени эффективности и результативности при реализации Государственной программы.
Снижение этих рисков возможно за счет обеспечения расчета оптимального объема бюджетных средств, а также привлечения средств из других источников, не запрещенных законодательством, оперативного консультирования всех исполнителей подпрограмм по вопросам их выполнения, проведения мониторинга оценки текущей ситуации для своевременного принятия управленческих решений, необходимых для обеспечения реализации Государственной программы.
ГЛАВА 4
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Финансовое обеспечение Государственной программы согласно приложению 3 будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на эти цели в республиканском и местных бюджетах, бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда), за счет собственных средств исполнителей мероприятий, а также средств фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Заказчики Государственной программы ежегодно представляют в Министерство финансов соответствующую бюджетную заявку и обоснования в сроки, установленные для подготовки проекта бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год.
На реализацию Государственной программы предполагается направить 2 436 834 053,15 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 78 776 827,56 рубля, из них средства фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 2 455 739 рублей, средства местных бюджетов – 2 144 007 687,89 рубля, средства бюджета фонда – 201 440 781 рубль, собственные средства исполнителей мероприятий – 12 608 756,7 рубля.
Объемы финансирования Государственной программы подлежат уточнению исходя из экономических возможностей государства.
ГЛАВА 5
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Оценка эффективности реализации Государственной программы производится ежегодно. Результаты такой оценки представляются в составе годового отчета Министерства труда и социальной защиты о ходе реализации Государственной программы.
Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется в пять этапов.
На первом этапе оценивается степень решения задач отдельной подпрограммы Государственной программы по формуле
где SZ – степень решения задач отдельной подпрограммы Государственной программы в отчетном году;
SD – степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачи отдельной подпрограммы;
n – количество целевых показателей отдельной подпрограммы.
Степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы, рассчитывается по следующим формулам:
для целевых показателей, желаемой тенденцией которых является достижение значений:
для целевых показателей, желаемой тенденцией которых является снижение значений:
где SD – степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачи подпрограммы;
CPf – значение целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
CPp – плановое значение целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы.
Если значение SD больше 1, то при расчете степени решения задач отдельной подпрограммы оно принимается равным 1.
На втором этапе оценивается степень достижения цели Государственной программы по формуле
где SD' – степень достижения планового значения сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы;
– значение сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
– плановое значение сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы;
m – количество сводных целевых показателей отдельной подпрограммы.
Если значение SD' больше 1, то при расчете степени достижения планового значения сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы, оно принимается равным 1.
На третьем этапе оценивается средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм по формуле
где SU – средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм;
SZ – степень решения задач отдельной подпрограммы;
k – количество подпрограмм Государственной программы.
Если значение SU больше 1, то при расчете среднего уровня степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм оно принимается равным 1.
На четвертом этапе определяется эффективность реализации отдельной подпрограммы.
Эффективность реализации подпрограммы Государственной программы определяется как отношение степени реализации задач отдельной подпрограммы и степени соответствия фактического объема финансирования этой подпрограммы его запланированному объему в отчетном году и рассчитывается по формуле
где E1 – эффективность реализации отдельной подпрограммы в отчетном году;
SZ – степень решения задач отдельной подпрограммы в отчетном году;
F1f – фактический объем финансирования подпрограммы в отчетном году;
F1p – плановый объем финансирования подпрограммы в отчетном году.
На пятом этапе определяется эффективность реализации Государственной программы как отношение среднего уровня степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм к степени соответствия фактического объема финансирования Государственной программы его плановому объему финансирования в отчетном году и рассчитывается по формуле
где E – эффективность реализации Государственной программы;
SU – средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм;
Ff – фактический объем финансирования Государственной программы в отчетном году;
Fp – плановый объем финансирования Государственной программы в отчетном году.
Эффективность реализации Государственной программы (подпрограммы) признается высокой, если значение E (E') составляет не менее 0,9, средней, если значение E (E') составляет не менее 0,8, и удовлетворительной, если значение E (E') составляет не менее 0,7.
В остальных случаях эффективность реализации Государственной программы (подпрограммы) признается неудовлетворительной.
При низкой эффективности реализации Государственной программы ее заказчик (заказчики подпрограмм) в пределах своей компетенции применяют меры ответственности за неудовлетворительное выполнение Государственной программы и ее подпрограмм, включая невыполнение (неполное выполнение) показателей, а также неэффективное использование направляемых на их достижение ресурсов.
Оценка эффективности реализации Государственной программы нарастающим итогом с начала ее реализации осуществляется в пять этапов.
На первом этапе оценивается степень решения задач отдельной подпрограммы Государственной программы с начала ее реализации по формуле
где SZt – степень решения задач отдельной подпрограммы с начала реализации Государственной программы;
SDt – степень достижения плановых значений целевых показателей, характеризующих задачу подпрограммы, с начала реализации Государственной программы;
n – количество целевых показателей отдельной подпрограммы.
Степень достижения плановых значений целевых показателей, характеризующих задачу подпрограммы, с начала реализации Государственной программы рассчитывается по следующим формулам:
для целевых показателей, желаемой тенденцией которых является достижение значений:
для целевых показателей, желаемой тенденцией которых является снижение значений:
где SDt – степень достижения плановых значений целевых показателей, характеризующих задачу подпрограммы, с начала реализации Государственной программы;
CPfg – значение целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы, фактически достигнутое в g-м году;
CPpg – плановое значение целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы, на g-й год.
Если значение SDt больше 1, то при расчете степени решения задач отдельной подпрограммы оно принимается равным 1.
На втором этапе оценивается степень достижения цели Государственной программы с начала ее реализации по формуле
где SD't – степень достижения цели Государственной программы с начала ее реализации;
CP't – степень достижения плановых значений сводных целевых показателей, характеризующих цель Государственной программы, с начала ее реализации;
m – количество сводных целевых показателей Государственной программы.
Степень достижения плановых значений сводных целевых показателей, характеризующих цель Государственной программы, с начала ее реализации рассчитывается по следующим формулам:
для сводных целевых показателей Государственной программы, желаемой тенденцией которых является достижение значений:
для сводных целевых показателей Государственной программы, желаемой тенденцией которых является снижение значений:
где CP't – степень достижения плановых значений сводных целевых показателей, характеризующих цель Государственной программы, с начала реализации Государственной программы;
CP'fg – значение сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы, фактически достигнутое в g-м году;
CP'pg – плановое значение сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы, на g-й год.
Если значение CP't больше 1, то при расчете степени достижения плановых значений сводных целевых показателей оно принимается равным 1.
На третьем этапе оценивается средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм с начала реализации Государственной программы по формуле
где SUt – средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм с начала реализации Государственной программы;
SZt – степень решения задач отдельной подпрограммы с начала реализации Государственной программы;
k – количество подпрограмм Государственной программы.
На четвертом этапе определяется эффективность реализации отдельной подпрограммы с начала реализации Государственной программы по формуле
где E1t – эффективность реализации отдельной подпрограммы с начала реализации Государственной программы;
SZt – степень решения задач отдельной подпрограммы с начала реализации Государственной программы;
F1fg – фактический объем финансирования отдельной подпрограммы с начала реализации Государственной программы;
F1pg – объем финансирования отдельной подпрограммы, запланированный с начала реализации Государственной программы.
На пятом этапе определяется эффективность реализации Государственной программы с начала ее реализации по формуле
где Et – эффективность реализации Государственной программы с начала ее реализации;
SUt – средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм с начала реализации Государственной программы;
Ffg – фактический объем финансирования Государственной программы с начала ее реализации;
Fpg – объем финансирования Государственной программы за период с начала ее реализации.
Степень выполнения сводных целевых показателей по регионам определяется по следующим формулам:
для сводных целевых показателей, желаемой тенденцией которых является достижение значений:
,
для сводных целевых показателей, желаемой тенденцией которых является снижение значений:
,
где CPr – степень достижения плановых значений сводных целевых показателей по регионам;
CPrp – плановое значение сводного целевого показателя по региону;
CPrf – фактическое значение сводного целевого показателя по региону.
Если степень выполнения сводного целевого показателя по региону ниже 0,9, реализация Государственной программы не может быть признана высокоэффективной.