Программа О предупреждении инвалидности и реабилитации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА (ВЫДЕРЖКА)
о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы

ГЛАВА 8

ПОДПРОГРАММА 3 «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ»

В Республике Беларусь проживает 539 тыс. инвалидов.

За пять последних лет впервые признано инвалидами 262,2 тыс. человек. В 2013 году показатель первичной инвалидности стабилизировался. По сравнению с 2012 годом численность впервые признанных инвалидами снизилась на 1,3 тыс. человек (2,1 процента) и составила 62,7 на 10 тыс. населения, в 2014 году – на 2,5 тыс. человек (4 процента) и составила 60,14 на 10 тыс. взрослого населения.

В силу различного рода ограничений инвалиды испытывают затруднения в адаптации к современным условиям жизни и нуждаются в помощи для достижения оптимального физического, интеллектуального и социального уровней деятельности, которая оказывается им в рамках мероприятий по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов.

Реабилитация инвалидов включает медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию и осуществляется через предоставление инвалидам необходимых медицинских и других услуг.

Медицинскую реабилитацию инвалидов осуществляют учреждения Министерства здравоохранения – государственные учреждения «Республиканский научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации», «Республиканский центр медицинской реабилитации и бальнеолечения», «Республиканская детская больница медицинской реабилитации» и другие, Министерства труда и социальной защиты – республиканское унитарное предприятие «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (далее – РУП «БПОВЦ»), государственное учреждение «Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов» (далее – ГУ «РРЦДИ»).

Реабилитационные услуги предоставляются комплексно специалистами разных профилей.

Содержание и длительность процесса оказания реабилитационных услуг определяется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее – ИПР).

В целях оказания лицам, имеющим ограничения жизнедеятельности (нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата, другие заболевания без нарушений в интеллектуальной сфере), квалифицированной помощи по профессиональной подготовке на базе РУП «БПОВЦ» функционирует специализированный реабилитационно-образовательный центр (далее – центр), в котором инвалиды обучаются по образовательным программам, в том числе пользованию креслом-коляской активного типа. В центре проводятся обучающие курсы по практике применения информационных технологий для инвалидов, находящихся в протезно-ортопедическом госпитале на протезировании, восстановительном лечении и реабилитации.

В 2011–2015 годах обучение в центре прошли более 700 человек.

Кроме того, в центре проводятся обучающие семинары для подготовки и переподготовки специалистов реабилитационного профиля Республики Беларусь и Российской Федерации.

Для реализации прав детей-инвалидов с заболеваниями нервной и костно-мышечной систем, следствием которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, на получение реабилитационной помощи современными методами педагогической, психологической коррекции, трудотерапии в сочетании с мероприятиями, предусмотренными ИПР и историей развития ребенка, в системе Министерства труда и социальной защиты функционирует ГУ «РРЦДИ».

В ГУ «РРЦДИ» постоянно внедряются новые методики реабилитации детей-инвалидов, что позволяет на стабильно высоком уровне проводить реабилитацию детей. С даты открытия этого учреждения реабилитацию прошли 15,6 тыс. ребенка-инвалида.

Службой медико-социальной экспертизы анализируются показатели первичной инвалидности, тяжести инвалидности, полной и частичной реабилитации инвалида, которые являются индикаторами оказанной пациенту медицинской помощи (профилактики, диагностики, лечения, диспансеризации и реабилитации).

По прогнозным данным в будущем значительного изменения показателя первичной инвалидности не ожидается.

Для закрепления достигнутых результатов предусматривается решение следующих задач:

  • совершенствование системы мер по реабилитации инвалидов;
  • повышение эффективности мер по предупреждению инвалидности и медицинской реабилитации инвалидов.

Выполнение поставленных задач подпрограммы 3 «Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов» (далее – подпрограмма 3) будет достигнуто путем реализации комплекса мероприятий, предусмотренных в приложении 1 к Государственной программе.

При этом решением задач будет являться выполнение следующих целевых показателей, указанных в приложении 2 к Государственной программе:

  • количество разработанных (измененных, доработанных) нормативных правовых актов (концепция, рекомендации, инструкция, программа и другое) (единиц);
  • количество внедренных новых технологий, методов, методик реабилитации (единиц).

Реализация подпрограммы 3 будет способствовать развитию системы медицинской и социальной реабилитации инвалидов.

Прогнозный объем необходимых финансовых средств на реализацию мероприятий подпрограммы 3 согласно приложению 3 к Государственной программе составляет 12 510 665 рублей, в том числе средства республиканского бюджета – 10 237 807 рублей, средства местных бюджетов – 2 133 858 рублей, собственные средства исполнителей – 139 000 рублей.

В ходе реализации подпрограммы 3 возможны следующие риски, которые могут повлиять на достижение сводного целевого показателя (показатель тяжести первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста):

  • изменение социально-экономической ситуации в стране, возникновение стихийных бедствий, экологических катастроф и крупных техногенных аварий, которые могут привести к росту заболеваемости и инвалидности;
  • изменение подходов к определению инвалидности, разработка новых нормативных правовых актов или внесение изменений в действующее законодательство, что может привести к увеличению тяжести инвалидности;
  • уменьшение объемов финансирования для реализации запланированных мероприятий.

В целях своевременного обнаружения и минимизации рисков в ходе реализации подпрограммы 3, в том числе при достижении сводного целевого показателя, планируется проведение ежегодного мониторинга оценки текущей ситуации, по результатам которого в случае возникновения рисков потребуется разработка дополнительных мероприятий подпрограммы 3, направленных на минимизацию их негативного влияния, в том числе корректировка показателей подпрограммы 3, а также объемов ее финансирования.

Заказчиками подпрограммы 3 являются Министерство труда и социальной защиты, Министерство здравоохранения, облисполкомы и Минский горисполком.