
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА (ВЫДЕРЖКА)
о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы
ГЛАВА 7
ПОДПРОГРАММА 2 «ОХРАНА ТРУДА»
В Республике Беларусь постоянно проводится работа по реализации системы мер, направленных на предотвращение производственных опасностей и рисков, создание здоровых и безопасных условий труда.
В целях совершенствования законодательства в сфере охраны труда принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность работодателей, а также обязанности и ответственность работников. Внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс Республики Беларусь, принята новая редакция Закона «Об охране труда», которым расширяются права и обязанности субъектов правоотношений в области охраны труда.
В системе профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда, важное место занимают средства индивидуальной защиты. Приняты технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), межгосударственные и государственные стандарты, регламентирующие требования к средствам индивидуальной защиты.
Принимаются меры по внедрению (совершенствованию) в организациях систем управления охраной труда, что позволяет обеспечить выявление и оценку профессиональных рисков травмирования и гибели работников, разработку и реализацию конкретных мероприятий по их минимизации. Организации малого и среднего бизнеса нуждаются в методической помощи по разработке локальных нормативных правовых актов.
Проводимая работа по техническому переоснащению и модернизации производств способствовала улучшению условий и охраны труда в организациях. В 2014 году улучшены условия труда 40,7 тыс. рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе 21,6 тыс. рабочих мест приведены в соответствие с гигиеническими нормативами.
В целях контроля за фактическим состоянием условий труда в организациях и обоснованностью предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная информационная система по мониторингу условий труда на производстве (АИС «Мониторинг условий труда»), посредством которой осуществляется формирование электронного банка данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
На постоянной основе реализуются мероприятия по обучению, переподготовке и повышению квалификации работников по вопросам охраны труда. В 15 учебных заведениях проводится переподготовка специалистов на базе высшего образования по второй специальности «Специалист по охране труда». Развитие нормативной правовой базы по вопросам охраны труда, внедрение новой техники и технологий обусловливает необходимость совершенствования обучения, повышения квалификации в области охраны труда.
Проводится работа по информированию, консультированию и оказанию правовой помощи работникам и нанимателям по вопросам соблюдения законодательства об охране труда. Издаются методические, справочные пособия, кино-, видеофильмы, плакаты по охране труда. Вопросы охраны труда, передового опыта в этой области систематически освещаются в средствах массовой информации. Ежегодно проводятся мероприятия, посвященные Всемирному дню охраны труда, смотры-конкурсы на лучшую организацию работы по охране труда.
В целях обеспечения системной работы в области охраны труда налажено взаимодействие республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, профессиональных союзов, органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодательства об охране труда.
Благодаря принимаемым мерам в республике наметилась тенденция к снижению производственного травматизма. В 2014 году произошло 1833 несчастных случая на производстве (в 2013 году – 2001 случай, в 2012 году – 2079, в 2011 году – 2349 случаев), погибло 148 человек (в 2013 году – 168 человек, в 2012 году – 169, в 2011 году – 196 человек).
Остается на высоком уровне доля рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда (в среднем около 30 процентов от общего количества рабочих мест). Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в организациях, входящих в состав Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Белорусского государственного концерна по нефти и химии, где более половины работников заняты в неблагоприятных условиях труда. Высоким продолжает оставаться удельный вес таких рабочих мест в организациях Министерства лесного хозяйства, Министерства энергетики, Министерства архитектуры и строительства, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства промышленности и организациях, входящих в состав Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром».
В 2014 году неблагоприятные условия труда стали причиной 91 случая впервые выявленного профессионального заболевания (в 2013 году – 105 случаев, в 2012 году – 97, в 2011 году – 123 случая).
Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости дальнейшего осуществления комплексного системного подхода к решению проблем охраны труда, реализации профилактических мер, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в республике, совершенствования законодательства в этой области.
На совершенствование системы обеспечения жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности направлена реализация подпрограммы 2 «Охрана труда» (далее – подпрограмма 2).
Выполнение мероприятий подпрограммы 2 предусматривает решение задач по улучшению условий и охраны труда работающих, снижению производственного травматизма со смертельным исходом в республике.
В рамках выполнения поставленных задач будут осуществляться мероприятия подпрограммы 2, определенные в приложении 1 к Государственной программе и в комплексе дополнительных мер по обеспечению безопасности труда согласно приложению 5.
Эффективность реализации подпрограммы 2 будет оцениваться посредством следующих целевых показателей, предусмотренных в приложении 2 к Государственной программе:
- удельный вес рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда в общем количестве рабочих мест в организациях (в процентах);
- коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом (коэффициент).
Финансирование мероприятий подпрограммы 2 будет осуществляться за счет собственных средств исполнителей, средств республиканского и местных бюджетов, средств фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10 июня 2009 г. № 302 «О фондах предупредительных мероприятий по отдельным видам страхования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 146, 1/10765).
Прогнозный объем необходимых финансовых средств на реализацию мероприятий подпрограммы 2 составляет 3 063 280,35 рубля, в том числе средства местных бюджетов – 607 541,35 рубля, средства фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 2 455 739 рублей.
Реализация подпрограммы 2 будет способствовать совершенствованию системы обеспечения жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности.
В ходе реализации мероприятий подпрограммы 2 возможны следующие риски, которые могут повлиять на достижение целевых показателей (снижение количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда и коэффициента частоты производственного травматизма со смертельным исходом):
увеличение количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда над запланированным количеством таких рабочих мест по причине создания новых производств с применением устаревших технологий, отсутствие в проектных решениях мероприятий, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников, недостаточные механизмы стимулирования нанимателей по улучшению условий труда;
увеличение численности потерпевших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом над запланированным количеством в связи с несоблюдением работниками требований по охране труда вследствие недостаточного обучения и информационного обеспечения по вопросам охраны труда, ослабления контроля должностными лицами организаций за соблюдением законодательства об охране труда.
Заказчиками подпрограммы 2 являются Министерство труда и социальной защиты, Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство лесного хозяйства, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство финансов, Министерство энергетики, Министерство юстиции, Государственный военно-промышленный комитет, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет по стандартизации, Государственный пограничный комитет, Государственный таможенный комитет, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром», Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Национальная академия наук Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком, Национальная государственная телерадиокомпания, Федерация профсоюзов Беларуси (далее, если не установлено иное, – органы государственного управления и иные организации).