
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА (ВЫДЕРЖКА)
о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы
ГЛАВА 6
ПОДПРОГРАММА 1 «СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»
В последние годы ситуация на рынке труда Республики Беларусь характеризуется такими благоприятными тенденциями, как высокий уровень занятости населения, уровень официально зарегистрированной безработицы в рамках социально допустимого, небольшая продолжительность периода поиска работы.
Создание условий, обеспечивающих возможности для каждого, кто хочет и может трудиться, найти подходящую работу, является важнейшей задачей государственной политики занятости населения.
Трудовой потенциал страны определяется численностью и составом трудовых ресурсов. В состав трудовых ресурсов включаются трудоспособное население в трудоспособном возрасте и работающие лица старше и младше трудоспособного возраста. В настоящее время численность трудовых ресурсов республики составляет 5962,9 тыс. человек, или 63 процента населения страны. Формирование трудовых ресурсов происходит в условиях сокращения численности, старения населения, а также роста демографической нагрузки на трудоспособное население.
Следствием экономических преобразований, осуществляемых в условиях неблагоприятной внешнеэкономической ситуации, стало высвобождение работников в результате оптимизации и сокращения численности персонала, увеличение масштабов неполной занятости. Несмотря на это, целенаправленные усилия государства по сохранению трудовых коллективов, обеспечению социальной поддержки высвобождаемых работников позволили сохранить высокий уровень занятости в стране (в 2014 году – 76,3 процента численности трудовых ресурсов были заняты в экономике).
Одним из главных индикаторов состояния рынка труда является уровень безработицы. В течение последнего пятилетия в стране сохранялся низкий уровень зарегистрированной безработицы, не превышавший 1 процента от экономически активного населения. Высокий уровень занятости и низкий уровень зарегистрированной безработицы являются следствием реализуемых мер государственной политики занятости.
В 2011–2015 годах в органы государственной службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обратилось более 1,3 млн. граждан, зарегистрировано безработными свыше 850 тыс. человек. При содействии органов по труду, занятости и социальной защите трудоустроено почти 900 тыс. человек, в том числе около 600 тыс. безработных.
Уровень трудоустройства зарегистрированных безработных составил 52,1 процента. При этом увеличение в 2015 году численности обратившихся в органы государственной службы занятости и снижение заявленной потребности организаций в работниках обусловили снижение уровня трудоустройства безработных. Для большинства категорий безработных характерен более высокий показатель трудоустройства – 70–80 процентов. В то же время значение уровня трудоустройства дифференцируется в зависимости от категории безработного. Так, традиционно наиболее низким является уровень трудоустройства выпускников учреждений общего среднего образования (около 30 процентов), работников, высвобожденных из государственного аппарата (около 40 процентов), освобожденных от наказания по приговору суда, инвалидов, а также иных лиц, не способных на равных с другими конкурировать на рынке труда (40–50 процентов).
Для рынка труда Республики Беларусь характерна небольшая продолжительность периода поиска работы и трудоустройства. Средняя продолжительность безработицы составила в 2015 году 4,1 месяца, период трудоустройства – 1,9 месяца.
В 2011–2015 годах обеспечена временная занятость в виде оплачиваемых общественных работ более 350 тыс. человек, в том числе более 190 тыс. безработных.
Возможность пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации получили более 63 тыс. безработных. При этом постоянно изменяется перечень профессий (специальностей) профессионального обучения безработных с учетом потребностей рынка труда. Профессиональное обучение безработных в основном ориентировано на рабочие профессии.
Одним из важных направлений политики в области содействия занятости населения является поддержка предпринимательской инициативы. С 2011 года воспользовались государственной поддержкой и получили субсидии для организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности почти 12 тыс. безработных.
В период поиска работы или обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите безработным гражданам предоставляются социальные гарантии в виде пособий по безработице, по беременности и родам, на погребение, стипендий, материальной помощи, компенсирующих выплат, субсидий, а также компенсаций расходов на переезд в другую местность в целях трудоустройства.
Забота о наиболее уязвимых категориях населения – приоритет социально ориентированного государства. Наличие инвалидности или иной трудной жизненной ситуации, отсутствие практического опыта работы, утрата квалификации из-за длительного перерыва в трудовой деятельности ограничивают возможности граждан найти подходящую работу.
Граждане, нуждающиеся в особых мерах социальной защиты и не способные полноценно конкурировать на рынке труда, составляют около 20 процентов от общей численности зарегистрированных безработных. Для них характерен более длительный период поиска работы и трудоустройства – в 1,5–2 раза больше среднего.
Для трудоустройства таких категорий граждан принимаются специальные меры поддержки населения. Так, ежегодно нанимателям устанавливается броня для приема на работу более 20 тыс. человек, нуждающихся в социальной защите. За последние 5 лет обеспечена адаптация к трудовой деятельности около 2,5 тыс. инвалидов и создано почти 600 специальных рабочих мест. В целях приобретения молодежью практического трудового опыта в свободное от учебы время организована временная трудовая занятость более 140 тыс. учащихся и студентов.
Для повышения эффективности использования трудового потенциала занятого населения в 2014–2015 годах принят ряд законодательных инициатив, направленных на повышение эффективности хозяйствования организаций, в том числе за счет обеспечения опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы (Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.12.2014, 1/15465), постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2014 г. № 744 «Об оплате труда работников» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.08.2014, 5/39215).
Нанимателями принимаются меры по повышению уровня трудовой дисциплины, усилению стимулирующей функции оплаты труда.
Вступление в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.04.2015, 1/15728) способствует выявлению и сокращению скрытой безработицы и нелегальной трудовой деятельности, стимулированию активности граждан к поиску работы.
Результатом принятых мер стало повышение в общественном сознании значимости трудовой деятельности как условия роста уровня и качества жизни. В 2015 году увеличилась численность граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости по вопросу о содействии в трудоустройстве. Большинство из них признано безработными, что обусловило рост уровня регистрируемой безработицы до 1 процента от экономически активного населения.
Однако с 2014 года наблюдается постепенное снижение спроса на рабочую силу. Так, на 1 ноября 2015 г. заявленная организациями потребность в работниках составила 85,4 процента от такой потребности в 2014 году (28,7 тыс. вакансий против 33,6 тыс. вакансий на 1 декабря 2014 г.). При этом отмечается сокращение удельного веса вакансий по рабочим профессиям с 77,6 процента в 2011 году до 50,9 процента на начало 2016 года. В результате снижения количества вакансий и увеличения количества безработных коэффициент напряженности на рынке труда в конце 2015 года достиг 1,5 безработного на одну вакансию.
Одной из основных причин дисбаланса на рынке труда по профессионально-квалификационному составу является недостаточная степень согласованности предложения образовательных услуг и спроса на них на рынке труда. Несмотря на рост потребности нанимателей в работниках рабочих профессий, рынок образовательных услуг по-прежнему ориентирован преимущественно на выпуск специалистов с высшим образованием.
Недостаточная эффективность занятости, проявляющаяся в высоком уровне вынужденной неполной занятости и высокой текучести кадров, – одна из наиболее значимых проблем на рынке труда.
Численность работников, работающих в режиме вынужденной неполной занятости, в январе–ноябре 2015 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 года в 2,1 раза и составила 9,2 процента от списочной численности работников организаций.
О высокой текучести кадров свидетельствует суммарный коэффициент оборота кадров (удельный вес уволенных и принятых на работу работников в общей численности работников), который начиная с 2011 года превышает 50 процентов, а в январе–ноябре 2015 года составил 43,8 процента. В последнем пятилетии численность уволенных работников ежегодно на 50–60 тыс. человек превышает численность принятых, коэффициент замещения работников (соотношение принятых и уволенных работников) по сравнению с 2010 годом уменьшился с 102 до 90,3 процента. Высокий уровень текучести кадров отрицательно влияет на мотивацию работников к повышению уровня квалификации, росту интенсивности и результативности труда.
Актуальным остается вопрос о качестве трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы. Нанимателями и работниками по-прежнему недостаточное внимание уделяется вопросам профессионального обучения. Ежегодно различные виды профессионального обучения проходит около 11–14 процентов списочной численности работников, соответственно периодичность обучения и повышения квалификации составляет около 7–9 лет. Этого недостаточно для обеспечения актуальности компетенций работников и высокого уровня квалификации, соответствующего требованиям инновационного развития экономики. Более того, охват работников обучением из года в год снижается.
В 2016–2020 годах ситуация на рынке труда будет формироваться в условиях дальнейшего перераспределения рабочей силы между отраслями экономики. Динамика отраслевой структуры занятости до 2020 года будет характеризоваться сокращением численности работников в промышленности и сельском хозяйстве. Данные тенденции во многом обусловлены модернизацией производства и внедрением ресурсосберегающих технологий, ростом производительности труда и сокращением избыточной занятости. Более высокие темпы сокращения уровня занятости в сельском хозяйстве будут связаны с сокращением численности трудоспособного населения в сельской местности.
На уровень и структуру занятости оказывает влияние целый ряд факторов, свидетельствующих о недостаточной эффективности использования трудовых ресурсов:
- территориальные особенности соотношения спроса и предложения рабочей силы;
- дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу, причиной которого является недостаточная согласованность рынка образовательных услуг и рынка труда;
- наличие избыточной численности работников на ряде предприятий;
- невысокое качество рабочей силы, что приводит к недостатку квалифицированных кадров при избытке рабочей силы на рынке труда, отсутствие у нанимателей заинтересованности в повышении профессионального уровня работников;
- низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан (молодежь в возрасте 16–29 лет, инвалиды, женщины, имеющие малолетних детей, граждане, ищущие работу впервые либо после длительного перерыва, и другие), которые составляют четвертую часть состоящих на учете безработных;
- отсутствие мотивации к труду и неопределенность в выборе профессии у молодежи, особенно у выпускников школ, снижение престижа отдельных рабочих профессий среди молодежи.
Обозначенные тенденции, а также интенсификация интеграционных процессов, формирование общего рынка труда в форматах Евразийского экономического союза и других интеграционных объединений, влияние мировых тенденций на национальную экономику и рынок труда обусловили необходимость выработки комплексного, последовательного и долгосрочного инструмента государственной политики в области содействия занятости.
В подпрограмме 1 «Содействие занятости населения» Государственной программы (далее – подпрограмма 1) определены основные приоритеты, а также направления деятельности республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения в 2016–2020 годах.
Подпрограмма 1 является инструментом среднесрочного планирования и разработана для достижения цели Государственной программы.
Повышение эффективности использования трудового потенциала в рамках подпрограммы 1 предусматривается по двум основным направлениям – обеспечение эффективной занятости, реализация мер активной политики занятости.
Обеспечение эффективной занятости предполагается путем стимулирования структурной перестройки экономики и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников в перспективные сектора экономики, ликвидации разрыва между профессиональным образованием и требованиями рынка труда.
Реализация мер активной политики занятости направлена на поддержку граждан в реализации права на труд и получение социальной поддержки в случае потери работы.
Реализация подпрограммы 1 по указанным направлениям предусматривается путем решения следующих задач:
- обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
- содействие повышению качества трудовых ресурсов и росту конкурентоспособности рабочей силы;
- стимулирование экономической активности населения, вовлечение в трудовую деятельность экономически неактивного населения (инвалиды, женщины, имеющие малолетних детей, лица пенсионного возраста и другие), совершенствование институциональных, организационных и финансовых механизмов содействия занятости населения.
Достижение поставленных задач подпрограммы 1 будет оцениваться посредством следующих целевых показателей, определенных в приложении 2 к Государственной программе:
- удельный вес граждан, направленных на обучение, в общем числе безработных, нуждающихся в трудоустройстве (далее – удельный вес граждан, направленных на обучение) (в процентах);
- уровень трудоустройства безработных от общего числа безработных, нуждающихся в трудоустройстве (далее – уровень трудоустройства безработных) (в процентах);
- удельный вес трудоустроенных безработных, имеющих дополнительные гарантии занятости, в общем числе безработных данной категории, нуждающихся в трудоустройстве (далее – удельный вес трудоустроенных безработных, имеющих дополнительные гарантии занятости) (в процентах).
Перечень показателей, используемых для оценки эффективности проводимой политики занятости, может быть дополнен результатами выборочного обследования домашних хозяйств в целях изучения проблем занятости населения, которое проводится в Республике Беларусь в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2010 г. № 1605 «О проведении в Республике Беларусь выборочного обследования домашних хозяйств в целях изучения проблем занятости населения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 263, 5/32772).
Решение поставленных задач будет обеспечено путем реализации мероприятий подпрограммы 1, предусмотренных в приложениях 1 и 4 к Государственной программе.
Прогнозный объем необходимых финансовых средств на реализацию мероприятий подпрограммы 1 согласно приложению 3 к Государственной программе составит 201 473 046,6 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 32 265,6 рубля, средства бюджета фонда – 201 440 781 рубль.
Реализация подпрограммы 1 будет способствовать повышению эффективности использования трудового потенциала, создаст условия для формирования экономически целесообразной занятости населения, будет содействовать эффективному распределению трудовых ресурсов, обеспечению социальной защиты от безработицы, а также сохранению уровня безработицы в пределах социально допустимого значения.
Основным риском при реализации подпрограммы 1 является превышение уровня зарегистрированной безработицы над запланированным его значением. Это может произойти по причине ухудшения экономической ситуации в стране и, как следствие, сокращения количества свободных рабочих мест, увеличения количества высвобожденных работников из-за оптимизации имеющихся рабочих мест.
Риском также является сокращение уровня трудоустройства граждан, зарегистрированных в качестве безработных. Возникновение такого риска повлечет за собой неполное решение задачи по стимулированию экономической активности населения, вовлечению в трудовую деятельность экономически неактивного населения.
Основными причинами возникновения указанного риска являются снижение количества вакансий и несоответствие профессионально-квалификационного состава безработных структуре спроса на рабочую силу. Это может повлечь корректировку значения данного показателя, а также при необходимости перераспределение финансирования на меры по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан с иных мер содействия занятости в целях обеспечения соответствия их квалификации потребностям рынка труда региона.
На значение уровня безработицы может повлиять сокращение удельного веса граждан, направленных на обучение, в общем числе граждан, нуждающихся в оказании содействия в трудоустройстве. Основной причиной сокращения данного показателя может стать увеличение количества граждан, нуждающихся в оказании содействия в занятости, при относительно ограниченных условиях обучения, переобучения, повышения квалификации. Причиной может стать отсутствие желания граждан приобретать профессию либо возможности организовать обучение по специальностям, востребованным на рынке труда региона. Это должно повлечь за собой корректировку объема средств, предусмотренных на реализацию мер по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, и перераспределение высвобожденных средств на иные меры содействия занятости.
На увеличение значения указанного сводного целевого показателя может повлиять недостаток действенных институционных, организационных и финансовых механизмов реализации подпрограммы 1.
Превышение значения показателя уровня зарегистрированной безработицы над запланированным должно повлечь пересмотр значения данного показателя и увеличение объемов финансирования на реализацию мер активной политики занятости и государственной поддержки безработных граждан.
Заказчиками подпрограммы 1 являются Министерство труда и социальной защиты, Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство информации, Министерство лесного хозяйства, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство энергетики, Министерство юстиции, Государственный военно-промышленный комитет, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет по стандартизации, Государственный пограничный комитет, Государственный таможенный комитет, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром», Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Национальная академия наук Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком, Национальная государственная телерадиокомпания, Федерация профсоюзов Беларуси.