Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА (ВЫДЕРЖКА)
о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы

ГЛАВА 10
ПОДПРОГРАММА 5 «СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ И ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН»

В настоящее время доля пожилых граждан (60 лет и старше) составляет около 20 процентов от общей численности населения республики, инвалидов – 5,7 процента. За последние пять лет данные показатели увеличились соответственно на 1,3 и 0,4 процентного пункта и продолжают расти.

В связи с этим неотъемлемой частью социальной политики является социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан.

Под социальной интеграцией понимается комплекс мер по повышению качества жизни инвалидов и пожилых граждан посредством создания им условий для независимого проживания и эффективного участия в жизни общества.

Социальная интеграция объединяет мероприятия по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности, а также по медицинской, профессиональной, трудовой и социальной реабилитации инвалидов и пожилых граждан, включающие:

формирование доступной среды жизнедеятельности, обеспечивающей возможность беспрепятственного передвижения, доступа в здания и сооружения и получения полного комплекса услуг и информации;

восстановление жизнедеятельности организма человека и компенсацию его функциональных возможностей, нарушенных вследствие перенесенных заболеваний;

обеспечение инвалидам возможности получения подходящей для них работы и трудоустройство;

создание условий по достижению инвалидами и пожилыми гражданами уровня самообслуживания, достаточного для самостоятельного проживания.

Мероприятия по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности, по медицинской и трудовой реабилитации инвалидов предусмотрены соответственно подпрограммой 1, подпрограммой 3 и подпрограммой 4 Государственной программы.

В связи с этим подпрограмма 5 «Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан» (далее – подпрограмма 5) включает мероприятия по социальной интеграции инвалидов и пожилых граждан в части создания условий по достижению приемлемого уровня самообслуживания посредством:

обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации;

оказания инвалидам и пожилым гражданам социальных услуг и дополнительных мер социальной поддержки.

В подпрограмме 5 применяются следующие основные термины и их определения:

пожилые граждане – граждане, достигшие общеустановленного пенсионного возраста и имеющие право на государственную пенсию;

одинокие пожилые граждане и одинокие инвалиды – пожилые граждане, инвалиды, не имеющие лиц, обязанных по законодательству заботиться о них (совершеннолетних детей, родителей, супругов); пожилые граждане, инвалиды, имеющие ребенка-инвалида, совершеннолетнего ребенка (детей), родителей или супругов, которые, в свою очередь, сами являются пожилыми гражданами или инвалидами I, II группы;

одиноко проживающие пожилые граждане и одиноко проживающие инвалиды – пожилые граждане, инвалиды, проживающие отдельно от совершеннолетних трудоспособных (не являющихся пожилыми гражданами или инвалидами I, II группы) членов семьи.

Обеспечение граждан техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с их потребностями, оказание различных услуг по обслуживанию и ремонту выпускаемых изделий является значимым направлением их социальной интеграции.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336) инвалиды I и II группы имеют право на получение технических средств социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации (далее – Государственный реестр) бесплатно или на льготных условиях за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Государственный реестр и порядок предоставления средств реабилитации определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2007 г. № 1722 «О Государственном реестре (перечне) технических средств социальной реабилитации и порядке обеспечения ими отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 1, 5/26402).

Изготовление большинства средств реабилитации, включенных в Государственный реестр, и оказание протезно-ортопедической помощи населению осуществляются РУП «БПОВЦ», которое представляет собой многопрофильный республиканский центр с отделением стационарного протезирования на 80 мест, поликлиникой, лечебно-реабилитационным комплексом, филиалами, ателье, мастерскими.

Ежегодно количество граждан, обеспеченных техническими средствами социальной реабилитации органами по труду, занятости и социальной защите РУП «БПОВЦ», увеличивается. В 2011 году такими средствами обеспечено около 65 тыс. граждан, расходы составили 42,7 млрд. рублей, в 2015 году – 78,8 тыс. граждан, расходы составили 140,6 млрд. рублей.

Система социального обслуживания представлена разветвленной сетью государственных учреждений социального обслуживания, а также рядом негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих различные социальные услуги.

С 2013 года развитие системы социального обслуживания осуществляется в соответствии с новой редакцией Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании», которой задан вектор на развитие стационарозамещающих социальных услуг и привлечение к оказанию социальных услуг и реализации социальных проектов негосударственных некоммерческих организаций.

В Республике Беларусь выполняются государственные минимальные социальные стандарты в области социального обслуживания малообеспеченных и находящихся в трудной жизненной ситуации граждан: перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания и нормы и нормативы обеспеченности граждан услугами государственных учреждений социального обслуживания.

С 2013 года в республике внедряется система государственного социального заказа, позволяющая привлекать к оказанию социальных услуг дополнительные человеческие и материальные ресурсы.

В системе органов по труду, занятости и социальной защите социальные услуги инвалидам и пожилым гражданам оказывают 146 территориальных центров социального обслуживания населения (далее – ТЦСОН) и 79 государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, а также государственное учреждение «Республиканский интернат ветеранов войны и труда» (далее – стационарные учреждения).

Наиболее востребованным видом социального обслуживания на протяжении двух последних десятилетий является социальное обслуживание на дому. Оказание социальных услуг в домашних условиях направлено на сохранение привычного уклада жизни инвалидов и пожилых граждан. Такими услугами охвачено около 88 тыс. человек.

Для инвалидов и пожилых граждан, нуждающихся в постоянной посторонней помощи и уходе, организовано проживание и социальное обслуживание в стационарных учреждениях, которым пользуются почти 18,5 тыс. инвалидов и пожилых граждан.

Учитывая старение населения, а также рост числа пожилых граждан, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), потребность в социальных услугах в стационарных учреждениях будет увеличиваться.

В 2011–2015 годах широкое распространение получили услуги дневного пребывания инвалидов и пожилых граждан. Отделения дневного пребывания территориальных центров социального обслуживания населения на постоянной основе посещает около 10 тыс. человек.

С 2013 года активно внедряются услуги сопровождаемого проживания, направленные на подготовку инвалидов к самостоятельной жизни вне стационарных учреждений и дальнейшее их сопровождение. Стационарными учреждениями такие услуги предоставляются более 1,8 тыс. человек, территориальными центрами социального обслуживания населения – более 400 инвалидам.

В республике формируется система государственного социального заказа. В 2015 году местными исполнительными и распорядительными органами было реализовано 46 договоров с негосударственными некоммерческими организациями на оказание социальных услуг инвалидам и пожилым гражданам на сумму 2,4 млрд. рублей. В результате из средств местных бюджетов было просубсидировано 96 ставок работников таких организаций, задействованных в оказании социальных услуг нуждающимся гражданам.

Инвалиды и пожилые граждане в силу своего физического состояния и возраста нуждаются в дополнительных мерах социальной поддержки.

В отношении инвалидов и пожилых граждан реализуются мероприятия по созданию условий, способствующих поддержанию их здоровья, повышению уровня безопасного проживания, направленные на совершенствование торгового и бытового обслуживания. За счет средств местного бюджета оказывается поддержка общественным объединениям ветеранов, предусматриваются меры, направленные на поддержку их уставной деятельности, участие в международных мероприятиях и реализацию международных программ по усилению социальной защиты ветеранов, пожилых граждан и лиц, пострадавших от последствий войн.

При этом особое внимание государством уделяется ветеранам Великой Отечественной войны (14,5 тыс. человек), одиноким пожилым гражданам (около 130 тыс. человек). В целях выявления потребностей и определения объемов необходимой помощи ветеранам Великой Отечественной войны, одиноким инвалидам и пожилым гражданам местными исполнительными и распорядительными органами ежегодно проводится обследование материально-бытовых условий их жизни. По результатам такого обследования нуждающимся гражданам оказывается помощь в проведении ремонта, организации оказания социальных услуг, медицинской помощи, бытовых услуг.

В 2011–2015 годах такая помощь оказана 84,8 тыс. человек на сумму 54,2 млрд. рублей.

Складывающаяся социально-демографическая ситуация обусловливает необходимость дальнейшего развития системы социальной интеграции инвалидов и пожилых граждан.

В рамках подпрограммы 5 предусматривается решение следующих задач:

обеспечение граждан техническими средствами социальной реабилитации;

обеспечение социальными услугами территориальных центров социального обслуживания населения нуждающихся инвалидов и пожилых граждан;

удовлетворение потребностей нуждающихся инвалидов и пожилых граждан в социальных услугах, оказываемых стационарными учреждениями;

совершенствование правового и методического обеспечения системы социального обслуживания;

развитие системы государственного социального заказа в области социального обслуживания;

оказание дополнительной социальной поддержки ветеранам, пожилым гражданам, инвалидам и другим категориям граждан.

Выполнение задач подпрограммы 5 будет оцениваться по следующим целевым показателям, указанным в приложении 2 к Государственной программе:

численность граждан, обеспеченных техническими средствами социальной реабилитации (в единицах не ниже установленного уровня);

уровень обеспеченности инвалидов и пожилых граждан социальными услугами территориальных центров социального обслуживания населения (в единицах не ниже установленного уровня);

доля инвалидов и пожилых граждан, получивших социальные услуги в стационарных учреждениях, от общего числа граждан, обратившихся за их получением (в процентах не ниже установленного уровня);

количество проведенных научно-исследовательских работ, направленных на развитие системы социального обслуживания (в единицах не ниже установленного уровня);

численность граждан, которым оказаны социальные услуги в рамках государственного социального заказа (в единицах не ниже установленного уровня);

численность ветеранов, пожилых граждан и инвалидов, получивших дополнительную социальную поддержку (в единицах не ниже установленного уровня).

Выполнение поставленных задач подпрограммы 5 будет достигнуто путем реализации мероприятий, предусмотренных в приложении 1 к Государственной программе.

Реализация подпрограммы 5 будет способствовать повышению уровня социальной интеграции инвалидов и пожилых граждан путем обеспечения техническими средствами социальной реабилитации, оказания социальной поддержки, повышения качества социальных услуг и создания комфортных условий проживания в стационарных учреждениях.

Объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы 5 составляет 2 190 491 059,3 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 61 026 245,2 рубля, местных бюджетов – 2 129 441 834,1 рубля, собственные средства исполнителей мероприятий – 22 980 рублей (приложение 3 к Государственной программе).

В ходе реализации подпрограммы 5 возможны следующие риски, которые могут повлиять на достижение сводного целевого показателя (уровень обеспеченности инвалидов и пожилых граждан социальными услугами):

увеличение численности пожилых граждан и инвалидов, а также рост числа лиц, страдающих психическими заболеваниями, нуждающихся в оказании социальных услуг;

дефицит квалифицированных специалистов, оказывающих социальные услуги, в связи с низкой оплатой труда, что повлечет неудовлетворение спроса граждан на социальные услуги;

уменьшение объемов финансирования на развитие сети стационарных учреждений в связи с ухудшением социально-экономической ситуации в Республике Беларусь;

снижение численности получателей социальных услуг, оказываемых ТЦСОН на платной основе, в связи с ростом тарифов на социальные услуги.

В целях своевременного обнаружения и минимизации рисков в ходе реализации подпрограммы 5, в том числе при достижении сводного целевого показателя, планируется проведение ежеквартального мониторинга оценки текущей ситуации, по результатам которого в случае возникновения рисков потребуется корректировка мероприятий, показателей подпрограммы 5, а также объемов ее финансирования.

Заказчиками подпрограммы 5 являются Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования, облисполкомы и Минский горисполком.